Главная | Мой профиль | Выход | RSS Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Воскресенье, 05.05.2024, 00:05

Объявления
Добро пожаловать в детский сад! " Картинка
Анкетирование!

Меню сайта
Категории раздела
Иновационная деятельность ДОУ [3]
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [2]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Форма входа

Документы

Главная » Файлы » Воспитательно-образовательная работа в ДОУ » Иновационная деятельность ДОУ

Доклад: «Пути активизации познавательной и творческой деятельности старших дошкольников на основе использования про
20.01.2013, 19:06

   «Пути активизации познавательной  и творческой  деятельности старших дошкольников  на основе использования проблемной ситуации при изучении математического материала».

Не подражать, а открывать-

Вот что такое образование.

Дж. Кришнамурти

Цель: Создание интересной и содержательной,  с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных  качеств личности.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников таких мыслительных умений и способностей, которые позволят им легко осваивать новое и успешно обучаться в школе, избегая психоэмоциональной перегрузки.
  2. Активизация познавательной деятельности дошкольников в процессе решения проблемной ситуации.
  3. Развитие способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.

Актуальность:

       В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую.
Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

В школе все начинается с первых дней, с первых огорчений. Дети и не предполагают, что учиться нелегко. Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Так как успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д.), а уровнем развития психических процессов, в частности мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения  ситуаций проблемного характера.  Особая роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика. Результатами обучения математики являются не только знания, но и определённый стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения. Однако реализуется лишь незначительная часть этих возможностей. Задания получаемые ребенком на занятиях выполняют механически, не уяснив значение совершаемых действий

 Математика является сложной наукой, поскольку изучение математики связано не с изучением конкретных предметов (понятия множества, числа, геометрические фигуры, действия, отношения и т.д. являются понятиями высокой степени абстрактности и общности). Детям с трудом осваивают математические понятия, проявляют пассивность в решении логических задач, в результате теряется интерес к математике, умственному труду, учению.

Перед нами стала проблема.

Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?

Наблюдая за деятельностью детей на занятиях, я заметила, что дети проявляют умственную активность в процессе решения практических задач, требующих детского размышления, когда воспитатель прислушивается к мнению каждого ребёнка и верный ответ находят путём совместных усилий. В практике работы детского сада мы используем различные методы активизации познавательной деятельности детей: проблемные вопросы, развивающие игры и т.д, но трудность возникает в том, что не всегда педагог может создать ситуацию поиска, дать возможность раскрыться ребёнку, и активность в решении вопроса проявляет  он сам, а не ребёнок. Эффективность такого занятия низкая. А дети становятся  пассивными наблюдателями. Возникла необходимость в изучении и внедрении технологии решения проблемных ситуаций.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцций ].
За развитие умственных способностей ребенка и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо [154]
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял» [54, 130]. В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т.Шацкий, Г.Т.Ягодовский и другие.Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса, о проблемном обучении.
Говорить о проблемном обучении никогда не рано.  Проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление Дети дошкольного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Если основная задача начальной шко­лы состоит в развитии исходных форм теоретического мышления средствами учебной деятельности, то приоритетом деятельности дошкольной ступени является развитие воображения детей и сис­темы творческих способностей. Это утверждение базируется на дан­ных философско-психологических  исследований, установивших, что в фундаменте теоретического отношения человека к дей­ствительности лежит его развитая способность к творческому воображению (Ю.М.Бородая, В.В.Давыдов. Э. В. Ильенков и др.).

В познавательном процессе теоретическое мышление и воображе­ние выполняют единую функцию. Они позволяют человеку по­стичь универсальные принципы развития вещей и событий, пре­образовывать в соответствии с ними целостный мир. Различие между ними в том, что мышление схватывает эти принципы в понятий­ной форме, а воображение — в образной. характер.. Творческую энергию у дошкольника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. В дошкольном детстве творческое (продуктивное) воображение претерпевает интенсив­ное развитие. Оно активно формируется средствами дошкольных видов деятельности — игры, многообразных разновидностей дет­ского творчества, конструирования  и т.д. По мере развития воображение не «снимается» мышлением, а впитывает опыт мышления, приобретает содержательно обобщающий Самооценка ребенка, как правило, достаточно высокая и их раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности стереотипов. Это большие плюсы для ребенка, которые должны опираться на проблемное обучение в начальных классах. Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В.Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.

       Важную роль в подготовке к творческому труду играет детский сад.  Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке воспитателя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ребёнка.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

- индивидуализация образования;

- исследовательское обучение;

- проблематизация.

Сущность и механизм проблемной ситуации
         Центральным звеном проблемного обучения, является проблемная ситуация - с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

           Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность ребёнка, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения
нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
 Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться, прежде всего, психологами в связи с задачами активизации мыслительной деятельности учащихся.
Так, например, Д.Н.Богоявленский и Н.А.Менчинская утверждали, что для пробуждения мысли важно возникновение проблемной ситуации, т. к. без нее новая задача не в состоянии активизировать мышление. «Проблемная ситуация» является главным средством активизации познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию продуктивного подлинного мышления детей, их творческих способностей.

Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации.

Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, отмечает А.М.Матюшкин [57], нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.
Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.
Активность мышления и интерес дошкольника к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает воспитатель.

Для того чтобы ребёнок осознанно и глубоко усваивал материал, и при этом у него формировались необходимые приемы познавательной деятельности, должна быть определенная последовательность умственных действий дошкольника. А для этого деятельность воспитанника должна быть организуемой воспитателем на всех этапах учения.
Процесс учения может быть управляемым только в том случае, если ребёнок владеет способами и приемами:
A) анализом проблемной ситуации;
Б) формулировки проблем;
B) анализа проблемы и выдвижения предположений;
Г) обоснование гипотезы;
Е) проверки решения проблем;
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация —> проблема —> поиск способов решения —> решение проблемы

Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса воспитатель стремится  создать повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на воспитанников перед, или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, игровых моментов, эмоционального изложения  материала, являются важными способами

Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос
становится проблемным при следующих условиях:
1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Задача может быть проблемной и не проблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию).

Всегда ли ребёнок выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
A) воспитатель  сам ставит и решает проблему;
Б) воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей  к формулировке
проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
B) Более высокий уровень, когда: дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством) .
Приемы работы по использованию проблемной ситуации на занятиях по математике
Чтобы создать проблемную ситуацию воспитатель  должен владеть специальными методическими приемами.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов:

 - он подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

 - сталкивает противоречия практической деятельности;

 - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

 - предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять 

   факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;  - ставит проблемные задачи.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности детей, состоящих в поиске и решении сложных вопросов.

Деятельность педагога сводится к созданию проблемной ситуации, формулировке предлагаемого  проблемы, управление поисковой деятельности детей, подведение итогов.

Приступив к вы­полнению продуктивного упражнения, ребенок прибегает к мыс­лительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, мобилизует имеющиеся знания, учится использо­вать их в новой ситуации. Это развивает самостоятельность детско­го мышления, требует от ребенка творческого подхода, вырабаты­вает у него целенаправленность и целеустремленность.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические.

Первая касается деятельности детей, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих
действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для ребёнка.

В работах А.А. Смоленцевой, А.А. Суворовой на современном уровне представлена система увлекательных проблемных ситуаций. Интересные задачи, с множествами и числами, точками и линиями и фигурами, позволяют развивать умственные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Данная система используется воспитателями старших групп.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

 

Приёмы  организации поисковой деятельности:

  • Система вопросов, переформулирование условий задачи;
  • Наводящие задачи или задачи-подсказки;
  • Цепочка наводящих задач;
  • Готовый вариант решения.

             В детском саду дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Хватит ли столовых приборов на обед, для всех детей, как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссорится.

Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества.

Другой пример задания связан с геометрическим материалом.

            Воспитатель рассказывает детям историю про фигуры. В стране Геометрии можно встретить много самых разных фигур. Но все они живут в двух разных домах. К домикам подошёл овал. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами.  После этого перед детьми ставится проблемный вопрос: «В каком домике будет жить овал? Почему?».

            Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они выдвигают ряд предположений, обсуждают каждый вариант ответа. Чтобы выбрать дом для овала, дети выделяют существенные признаки фигур. Они замечают, что в первом домике живут фигуры с углами- а во втором - фигуры без углов. У овалов нет углов.           

             Дети делают вывод, что он может поселиться в домике, где живут круги. Правилен третий вариант ответа. Воспитатель помогает сформулировать вывод. Фигуры бывают угольные и округлые. Овал является округлой фигурой.

Проблемные  задачи ставят ребёнка в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, дошкольник намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача им уже перестала быть для него проблемной, или еще не может быть ею в связи с тем, что он не владел в достаточной степени средними ступенями, дающими возможности для преодоления данной трудности. Важно научиться воспитателю видеть эти проблемы, и дать возможность решить это противоречие самому ребёнку. Внедряя программу А.В. Белошистой «Развитие математических способностей детей 4-6 лет», воспитатели используют как репродуктивные задания, так и частично-поисковые, творческие, требующие поисковой активности при выполнении нового, непривычного вида задания; либо самостоятельного выбора и применения нужного способа действия из имеющихся на непривычном содержании; либо изобретения «нового» способа действия или видоизменения старого для выполнения новых функций.

2 раза в год воспитатели проводят диагностику по усвоению программного материала.

Ежегодно воспитатели знакомят родителей с деятельностью ДОУ по математическому развитию дошкольников: оформляют папки-передвижки по темам: «Умственное развитее вашего ребёнка», «Математика – это серьёзно», «Учим ребёнка думать, рассуждать». Планируются консультации «Как развить у детей интерес к математике». Родительские собрания, где педагог рассказывает об основных направлениях работы ДОУ по математическому развитию дошкольников».

В детском саду оформлен стенд «Интеллектуальное развитие дошкольников, средствами математики».

Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

  1. Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных» действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно- количественного содержания.
  2. Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
  3. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети-дети».
  4. Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий, такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.
  5. Позиция педагога при организации жизни детей в ДОУ, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя с такой позиции заключается в организации ситуаций  для познания детьми отношений между предметами, когда ребёнок  сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
  6. Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения.
  7. Фиксация успеха, достигнутого ребёнком, создание положительного эмоционального фона для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса.
  8. Организованная, систематическая, целенаправленная деятельность.
  9. Заинтересованность не только воспитателей, но и родителей в развитие личности ребенка. 

Компетентный саморазвивающийся воспитатель, постоянно ищущий новые методы и приемы и любящий детей.

Заключение:

Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные проблемы. В  использовании проблемных ситуаций мы поняли, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.  

 

Литература:

  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972 г.
  2. Махмутов М.И. Проблемное обучение 1975
  3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. 1993.
  4. А.А. Смоленцева , О.В. Суворова Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, 2004

 

  Выступил: старший  воспитатель МКДОУ №12 Бычкова  Елена Анатольевна

 

Категория: Иновационная деятельность ДОУ | Добавил: ЕленаА
Просмотров: 8683 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОС
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Новости сайта
[27.03.2024]
Памятка для граждан: «Твоя бдительность – твоя безопасность!» 
[27.02.2024]
Акция "Письмо солдату" 
[19.02.2024]
Отмечаем 23 февраля 
[18.12.2023]
«Безопасность ребенка в новогодние праздники» 
[29.11.2023]
Профилактика ГРИПП, ОРВИ 
[17.11.2023]
По Азбуке важных слов 
[13.10.2023]
Творчество воспитанников Осень-2023 
[18.08.2023]
Осторожно энтеровирус! 
[07.08.2023]
Осторожно , энтеровирусные инфекции! 
[08.06.2023]
Играем в мини-футбол 
Полезные ссылки

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района

ХК ИРО

Министерство образования и науки Хабаровского края

Официальный сайт для размещения информации об государственных (муниципальных)учреждениях

Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растим детей

погода
Чегдомын 
.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz