«Основы формирования функциональной грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста
по направлению
«Математическая грамотность в ДОУ как базовый навык функциональной грамотности».
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А.Леонтьев
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Математическая грамотность дошкольника – способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.
В детском саду, согласно образовательной программы мы знакомим детей с математическими понятиями, терминами, геометрическим фигурами, величинами, ориентировкой в пространстве, создавая различные игровые ситуации с целью обучения и закрепления материала в рамках математического занятия. Наша задача расширить эти рамки и показать, что математика окружает нас везде. Показать ее значимость вокруг нас, ее важное участие во всех видах деятельности, тем самым привить интерес этой науки.
Сегодня, существуют проблемы, которые необходимо уделить внимание педагогам и родителям:
- неумение переносить полученные знания в повседневные ситуации;
- отсутствие самостоятельности мышления для принятия, какого-либо решения задачи.
Ребенок, который «дружит» с математикой, учится замечать закономерности и на основе анализа данных, делает верные выводы. Также математика помогает приобрести такое качество как, грамотное и четкое формирование мыслей. Математика, спрятанная в жизненную ситуацию, обеспечивает развитие ребёнка более эффективно, чем скучное решение арифметических заданий и примеров.
Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Задача педагога состоит в том, чтобы не искать постоянно чудо-методики для развития математических навыков, а раскрыть для ребенка мир вокруг него, где математика касается всех видов его деятельности, научить дошкольника овладению средствами решения самых разнообразных задач и применять на практике свои математические умения и навыки.
|