Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.
Вступительное слово старшего воспитателя: первая школа воспитания растущего человека - семья. Здесь ребёнок приобретает опыт жизни среди людей. Любая педагогическая система без семьи- чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с родителями, при котором возможно взаимопонимание, взаимопомощь в решении задач воспитания, обучения и творческого развития детей. И для того чтобы диалог стал успешен необходимо умение ориентироваться в способах диалогического общения.
Упражнение 1. «Комплимент»
Задание. Сказать комплимент своему партнеру по общению.
Инструкция. Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент.
В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучи? искренне, любой комплимент должен быть немедленно возвращен.
Упражнение 2. Игра-инсценировка «Какие роли мы принимаем, общаясь с родителями»
Задание. Показать фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями (по выбору участников).
Воспитатели делятся на подгруппы. В каждой подгруппе выбирают воспитателя, который будет вести фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями воспитанников в соответствии с принятой на себя ролью («учитель», «исповедник», «опекун», «партнер», «всегда правый»). Все остальные участники выступают в роли родителей воспитанников.
Вопрос: В какой ситуации они чувствовали себя более комфортно: в роли ведущего или в роли родителей?
Упражнение 3. «Искусство общения»
Задание. Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция. Перед каждым воспитателем лежит лист с тезисами. Необходимо прочитать их и подготовить короткий комментарий к ним (по каждому тезису выслушивается и обсуждается мнение нескольких воспитателей).
- Доверительное отношение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становятся серьёзным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что хотел сказать им воспитатель.
- Нельзя сразу приступить к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые пре5длагают родителям.
Старший воспитатель: Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам: родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т.д. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.
Упражнение 4. Игра-инсценировка
«Как поступить?»
Задание. Придумать конфликтную ситуацию «воспитатель-родитель», проиграть ее и найти решение проблемы.
Инструкция. Воспитатели распределяются по парам. Один берет на себя роль мамы, которая предъявляет претензии воспитателю. Перед ним стоит задача - найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. Когда выход будет найден, участники игры меняются ролями.
По завершении игры-инсценировки целесообразно обсудить вопросы: какую роль было легче реализовать - роль «предъявителя претензии» или роль «ответчика»? что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя? какие, на Ваш взгляд, претензии чаще предъявляют родители?
Упражнение 5. «Нужны ли конфликты с родителями?»
Задание. Сконцентрировать внимание воспитателей на трудностях и позитивных моментах конфликта с родителями воспитанников.
Инструкция. Группа делится на две подгруппы: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы; другая - отстаивает позицию: конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их вслух.
После этого участники меняются ролями и в течение 5 минут по очереди приводят по одному аргументу. Например, подгруппа, которая против конфликтов, приводит один аргумент в пользу конфликтов и передает слово второй подгруппе. Участники второй подгруппы, в свою очередь, приводят аргумент против конфликтов, затем снова выступают первая подгруппа и т.д.
Упражнение 6 «Ваши предложения»
Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.
Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая