Советы для мамы: «Адаптация ребенка к детскому саду»
Когда мама впервые собирается отдать
ребенка в детский сад, почти каждая представляет идеальную картину: ребенок
машет маме ручкой и убегает играть с новыми игрушками и детьми. Иногда так
бывает, но только до тех пор, пока ребенок не понимает, что остался без мамы.
Тогда картина становится более реальной: ребенок цепляется за маму и умоляет ее
не уходить, если уже умеет говорить, или же просто отчаянно плачет.
Когда мама
впервые собирается отдать ребенка в детский сад, почти каждая представляет
идеальную картину: ребенок машет маме ручкой и убегает играть с новыми игрушками
и детьми. Иногда так и случается, но только до тех пор, пока ребенок не
понимает, что остался без мамы. Тогда картина становится более реальной:
ребенок цепляется за маму и умоляет ее не уходить, если уже умеет говорить, или
же просто отчаянно плачет.
Такое поведение
ребенка является совершенно нормальным: природа не предусмотрела механизма
адаптации ребенка в ситуации "остаться без мамы", тем более - в том
юном возрасте, в котором в нашей стране дети, обычно, массово идут в ясли или сад. Века эволюции с
ее естественным отбором не прошли даром: для ребенка остаться без мамы в
незнакомом месте, с незнакомыми людьми - почти наверняка значило погибнуть,
поэтому даже для современного ребенка расставание с родителями в детском саду
это стрессовое событие, которому он изо всех сил сопротивляется.
Итак, совет №1 для хорошей адаптации: маме нужно
уметь спокойно воспринимать то, что ребенок отказывается оставаться в садике
без нее, и быть готовой к тому, что даже если он до этого момента легко
оставался с няней, бабушкой или другими родственниками, в детском саду могут
возникнуть сложности. И это нормально: ситуация, в которой ребенок остается
один без мамы в малознакомом месте с малознакомыми людьми - сильный стресс.
Что в организме ребенка происходит при
стрессе? В больших количествах выделяется адреналин. Это такой гормон, который
командует организму драться, бежать и спасаться. Под его воздействием сразу
расширяются кровеносные сосуды, в кровь выделяется инсулин, который расходуется
всем организмом (кроме мозга) на энергичные действия, направленные на спасение
организма. При активном расходовании адреналина по назначению его уровень в
крови падает, организм успокаивается, последствия стресса для организма -
минимальные.
Если стрессовая ситуация раз за разом
продолжается, а выхода двигательной активности нет, адреналин накапливается в
крови, и это служит сигналом для начала выработки кортизола. Это тоже
стрессовый гормон, но действует он совсем по-другому: сосуды, наоборот,
сужаются, все системы жизнеобеспечения организма затихают (раз драться и бежать
огранизм почему-то не торопится), а все питательные вещества поступают мозгу
(видимо, для того, чтобы он лучше работал и придумал наконец выход из этой
ужасной ситуации).
При часто повторяющихся стрессах, во
время которых проблема на уровне адреналина не решается, а в кровь раз за разом
выделяется кортизол, начинаются проблемы со здоровьем - следствие долгого
угнетения всех систем жизнеобеспечения, включая иммунную.
Отсюда совет №2: в период адаптации к детскому
саду необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. По дороге
в сад и из сада, в выходные, по вечерам - при каждой удобной возможности.
Именно поэтому не стоит запрещать ребенку по вечерам после сада, уже дома,
беситься, бегать, кричать и скакать. А лучше наоборот - вовлекать его в
групповые шумные игры, шутливые потасовки и догонялки-салочки. Очень хорошо в
период адаптации помогает бассейн, активные коллективные игры с мячиком, с
беготней и криками.
Совет №3: ребенка нужно оставлять в знакомой
обстановке. Поэтому перед тем, как оставить ребенка в детской группе одного,
обязательно нужно показать ему все-все: где он будет есть, где - спать, где
лежат игрушки, а где- книжки, и обязательно - где находится туалет. Если есть
такая возможность - показать группу несколько раз, с небольшим разрывом во
времени. Часто бывает так, что вторая попытка через некоторое время
"отдать ребенка в сад"
оказывается более удачной, и именно по этой причине: ребенок уже знает,
что его ожидает в садике, как выглядит группа и какие в ней правила поведения. Совет
№5: попрощаться с ребенком, обнять его покрепче - и уйти. Оставаться с ним в
группе первое время - означает рубить хвост по частям: ребенок привыкает к
тому, что мама находится с ним в этом месте, и, когда наконец приходит время
оставить его одного, опять начинается привыкание к новым обстоятельствам, опять
стресс. Поэтому в первые дни лучше оставить ребенка хоть на четверть-полчаса -
но одного, и обязательно со словами "Я сейчас уйду, но обязательно быстро-быстро
за тобой вернусь!"
Помните, что, когда мама уходит,
маленькому ребенку кажется, что она ушла навсегда. Важная информация,
повторяемая словами - что мама уходит, но обязательно вернется - может не сразу
дойти до ребенка (адреналин отключает мозг, мы помним), поэтому нужно закрепить
эту ассоциацию многократным примером.
Если ребенок после вашего ухода плачет и
его никак не получается успокоить и отвлечь на
игрушки и товарищей, лучше вернуться за ним побыстрее. Но на следующий
день уходите снова. Рано или поздно стресс от разлуки будет уменьшаться от
того, что у ребенка появится уверенность: тут безопасно и мама обязательно
вернется.
Совет №6: иногда плакать - полезно!
Родители на плач ребенка реагируют
по-разному, но практически все пытаются прекратить его как можно быстрее:
отвлекают, уговаривают, уносят подальше от опасности. Ребенок под действием
уговоров старается не плакать, успокаивается, как умеет. А потом, через
какое-то время... начинает подкашливать. В период адаптации покашливание слышно
в группе очень часто.
Почему это происходит? В том числе и
потому, что дети стараются не плакать, как просят их взрослые. Такое
подкашливание - проявление своеобразного спазма, заменителя подавленного плача.
А потом, при регулярных проявлениях таких спазмов, следует реакция родителей:
кашляет, в садик можно не вести, остаемся дома. Ребенок очень быстро улавливает
эту связь.
Отсюда растут частые заболевания
психосоматической природы вследствие стресса (не путать с частыми ОРВИ и
бактериальными инфекциями при адаптации) - организм учится реагировать болезнью
на стресс. Вообще, важно помнить: если чувства ребенка не находят выхода
(запрет на плач), то рано или поздно это закончится «прорывом»: долго
сдерживаемые эмоции хлынут в неожиданное время и в неожиданном месте, сметая
все на своем пути.
Совет №7: транслируйте положительные эмоции!
Чаще всего первая отправка ребенка в сад
очень сильно окрашена эмоциональными воспоминаниями мамы о своем собственном
опыте пребывания в детском саду. Если мамин опыт был положительным, это очень
хорошо для адаптации (исключая те варианты, когда мама транслирует
разочарование в том случае, если действительность не совпадает с ее радужными
воспоминаниями).
Если
мамин опыт был не очень радужным, то ее положительные впечатления от реальности
"а здесь очень даже ничего!" тоже очень помогают ребенку. В случае,
если мама имела отрицательный опыт и транслирует мысль "боже, какой ужас,
я в свое время прошла через такое и сейчас все это повторяется для моего
бедного малыша" - с огромной вероятностью ребенок своим поведением будет
оправдывать мамины ожидания "ужаса". Даже если у мамы не было вовсе
никакого опыта, то имеет место трансляция "сама я не была, но люди
говорят, что это ужасно", потому что неизвестность чаще всего сопряжена со
страхом.
Тревоги, связанные с собственным детским
негативным опытом, хорошо снимаются сознанием.
Во-первых, маме
необходимо "придумать" другую, положительную реальность. Чем четче
придуманная картина и чем сильнее в нее поверит мама - тем спокойнее будет ее
реакция на поведение ребенка во время адаптации, тем лучше пройдет сама
адаптация. По материалам
сайта: deti.mail.ru |