Главная | Мой профиль | Выход | RSS Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Пятница, 26.04.2024, 09:36

Объявления
Добро пожаловать в детский сад! " Картинка
Анкетирование!

Меню сайта
Категории раздела
Формы работы с педагогами [11]
Калейдоскоп советов [6]
Педагогический опыт воспитателей [9]
Занятия с детьми [4]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Форма входа

Документы

Главная » Файлы » Методическая копилка » Формы работы с педагогами

УМС «Развитие интереса к профессиям через действие в предметно-развивающей среде»
21.12.2017, 00:18

УМС

«Развитие интереса к профессиям через действие в предметно-развивающей среде»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в организации развивающей профессионально-ориентированной среды.

Основные задачи:

  1. Продолжить знакомить педагогов с теоретическими основами построения предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСДО.
  2. Продолжать знакомить с технологиями построения и планирования предметно-развивающей среды, ориентированной на индивидуальное развитие ребенка, как основы для дальнейшей профессиональной ориентации дошкольников.
  3. Разработать модель предметно - развивающей среды, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса у старших дошкольников к профессиям.

 

Материал: слайдовая презентация, материал для проведения обсуждения (проблемы с позиции 6 шляп), маркеры, ватман-2 (по количеству микрогрупп).

Форма проведения: семинар-практикум с использование интерактивных методов активизации педагогов (моделирование, метод 6-ти шляп).

План:

  1. Профессиональное развитие дошкольников, актуальность.

(обсуждение проблемы с позиции 6 шляп).

  1. Понятие и сущность развивающей среды.
  2. Принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
  3. Создание модели профессионально-ориентированной среды, презентация модели с позиции ребенка (технологию «Детский совет»).
  4. Презентация моделей
  5. Рефлексия.

Ход заседания:

 

Вступительное слово: Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, дошкольный возраст рассматривается как подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий, региональных социально-экономических условий, продуманной предметно-развивающей среды.

Ход заседания:

  1. Вопрос к педагогам? Что же такое «Профориентация»?

Слайд №1 Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

Задача ДОУ сформировать у дошкольников первичные представления о мире профессий и развить интерес к профессионально-трудовой деятельности взрослых.

Слайд №2 Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

· профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбие);

· профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Слайд №3. Каким же образом решается данная задача в дошкольных учреждениях? Рассмотрим эту проблему с помощью метода 6-ти шляп. Поясню назначение каждой из «шляп»

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.

Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какие достижения педколлектива в процессе ранней профориентации. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, событиями.

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках, поделиться переживаниями о проведенных мероприятиях по ознакомлению с трудом взрослых, какие эмоции переживали дети.

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Желтая шляпа: логический позитив

 

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Раскрывает позитивные стороны работы по ранней профориентации, определяет положительные моменты как в удачных решениях, так и в тех, которые не дали ожидаемого результата.

Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управление процессом, подведение итога сказанному.

Группы разделим по принципу «Собери картинку» (шляпу).

Время на обдумывание 10 мин.

Выслушиваю каждую группу педагогов, подвожу итог.

- Спасибо за ваше мнение, задачи по ознакомлению детей с взрослыми решаются, не смотря на реализацию различных программ. Без использования эффективных методов и образовательных технологий сложно создать целостную картину о профессиях.

Ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды.

Сегодня мы остановимся на таком важном моменте, как создание предметно-развивающей среды, ориентированной на профориентацию дошкольников, интересы ребенка.

Но прежде, остановимся на вопросе, что же такое предметно-развивающая среда, принципы построения среды согласно требованиям ФГОСДО.

 

Слайд №3

2. Понятие и сущность развивающей среды.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, которые определены в ФГОС ДО как требования к РПРС.

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

  • принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
  • принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
  • принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

Слайд №4

3. Принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

  • Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия.
  • Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
    В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием.
  • Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Слайд №3

  1. Создание модели профессионально-ориентированной среды, презентация, анализ.

Так как сегодня говорим о ранней профориентации дошкольников, то предлагаю построить модель предметно-развивающей среды группы, способствующей ранней профориентации детей.

Разделимся на две группы.

План работы:

  1. Определитесь с какой профессией будете знакомить детей.
  2. Моделируете предметно – развивающую среду которая позволит погрузиться ребенку в «профессию», схематично изображая на ватмане (расположение центров), ориентируясь на требования ФГОСДО к предметно развивающей среде, принципов построения личностно-ориентированной модели).
  3. Презентация модели.
  4. Анализ среды: глазами ребенка.

Участник (второй группы) в роли «ребенка», изъявляет желание отправиться в тот или ной центр, что вы можете ему предложить, какие виды деятельности? «Ребенок» говорит: «Все ли он узнал о профессии в этом центре, было ли ему интересно, познавательно?». Так продолжаем. Затем группы меняются ролями.

Как Вы считаете, все ли учли ваши коллеги, есть еще, чем дополнить их ответ.

Таким образом мы определили возможные центры в группе, содержание, формы работы, виды деятельности, соответствие требованиями среды ФГОСДО. Такая технология называется «Детский совет», позволяет детям участвовать в планировании, стать полноправными участниками образовательного процесса, научиться планировать свою деятельность на день, неделю, а в старшем дошкольном возрасте. Коллеги, таким образом, я познакомила Вас с технологией «Детский совет».

Продуманная профессионально-ориентированная среда, откроет возможность для индивидуального раскрытия ребенка, его интересов и возможностей, позитивной социализации, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, позволит каждому ребенку в действии познакомиться в доступной форме с профессиями, так актуальными для нашего региона, поселка.

Рефлексия.

Перед вами портфельчик и корзинка, если информация полезна для Вас опустите стикер в портфельчик, если ничего нового для себя не подчерпнули – в корзинку. Буду рада, если, на стикерах напишите свое мнение. Спасибо за плодотворную работу

Категория: Формы работы с педагогами | Добавил: Ferrari
Просмотров: 551 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОС
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Новости сайта
[27.03.2024]
Памятка для граждан: «Твоя бдительность – твоя безопасность!» 
[27.02.2024]
Акция "Письмо солдату" 
[19.02.2024]
Отмечаем 23 февраля 
[18.12.2023]
«Безопасность ребенка в новогодние праздники» 
[29.11.2023]
Профилактика ГРИПП, ОРВИ 
[17.11.2023]
По Азбуке важных слов 
[13.10.2023]
Творчество воспитанников Осень-2023 
[18.08.2023]
Осторожно энтеровирус! 
[07.08.2023]
Осторожно , энтеровирусные инфекции! 
[08.06.2023]
Играем в мини-футбол 
Полезные ссылки

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района

ХК ИРО

Министерство образования и науки Хабаровского края

Официальный сайт для размещения информации об государственных (муниципальных)учреждениях

Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растим детей

погода
Чегдомын 
.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz