Главная | Мой профиль | Выход | RSS Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Пятница, 29.03.2024, 19:23

Объявления
Добро пожаловать в детский сад! " Картинка
Анкетирование!

Меню сайта
Категории раздела
Формы работы с педагогами [11]
Калейдоскоп советов [6]
Педагогический опыт воспитателей [9]
Занятия с детьми [4]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Форма входа

Документы

Главная » Файлы » Методическая копилка » Формы работы с педагогами

Материал к МО "Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми"
03.06.2012, 00:17

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми с учетом принципа интеграции образовательных областей.

                                                                    Ведь в мире нет ничего лучше и                

                                                                    приятней дружбы; исключить её из  

                                                                    жизни – всё равно, что лишить мир     

                                                                    солнечного света

                                                                                                                        /Цицерон/. 

             Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми,  по мере взросления маленького человека это общение все больше изменяется и обогащается. Совместное времяпрепровождение в детском саду, дружба в школе, дружеская привязанность в юношестве – все это общение, но какое оно разное!

       Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Малыши-дошколята, которые общаются с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события.  

       Для воспитания коллективных взаимоотношений дружба имеет большое значение. Особую педагогическую значимость приобретают содержание и формы общения детей. В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (Ж.-Ж.Руссо, В.Сухомлинский, Е.И. Кульчицкая, А.А.Аржанова и др.); содержательных взаимосвязей между детьми (С.А.Козлова); избирательной эмоциональной привязанности (И.С.Кон). В целом понятие «дружба» - это не только чувства, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

         Замечено, что уже младшие дошкольники проявляют избирательное отношение к сверстникам. В возрасте 2-5 лет дети выбирают себе друзей без особого старания, за внешнюю привлекательность или, например, за то, что у сверстника лучшие игрушки, и он живет поблизости,  с определенными детьми чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или другому ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.

         В возрасте 4-7 лет дошкольники относятся к дружбе, как к односторонним отношениям. Они не отвергают друга, но и не поддаются его влиянию. В этом возрасте дети не рассматривают дружбу как постоянную обязанность. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга: «Мы с ним вместе играем», «Он никогда меня не обижает», «Он мне всегда игрушки дает». Конечно, такие объяснения носят поверхностный характер, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них и друга, а лишь внешние проявления. Но это можно объяснить неумением ребенка анализировать собственные чувства. На стыке среднего и старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба»: «Это когда дети не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, можно вместе играть и делать что-нибудь интересное». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе.

Между 7 и 14 годами дети начинают чувствовать влияние друзей – настолько сильное, что беспокоятся, как бы их не отвергли.

С 10-12 лет, школьники начинают руководствоваться своими ценностями при выборе друзей.

После 12 подростки уже понимают, что знакомство со сверстниками – постепенный и длительный процесс.

Потребность доверять другому самые личные и важные переживания, появляется у подростков к 16 годам, а некоторые постигают её только став взрослыми.

        Способность легко находить друзей – признак психологического благополучия, личностной и социальной компетентности, связана с чувством внутренней безопасности и уверенности в себе. Первая дружба помогает чувствовать себя увереннее в новой среде, ведь ребенок ещё не обладает достаточной силой характера и независимостью. Друг помогает освоить ребенку территории, выйти за пределы родительского влияния. Освобождаясь от родительской опеки, ребенок открывает собственное «Я» и «Я» других людей.

        Искусство педагогов, родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям    сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру,  помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.

         По определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова. Игра со сверстниками позволяет детям узнать, как люди должны вести себя в конкретных ситуациях. Они учатся действовать сообща, задумываться о своих поступках и поступках других детей, узнают, как принято себя вести в разных ситуациях.

Предоставление самостоятельности, оказанное доверие положительно влияют на формирование коллективных взаимоотношений не только на основе симпатии и дружелюбия, но и на основе ответственного отношения к порученному делу.

       В средней группе продолжается работа по воспитанию бережного отношения к результатам труда сверстников и взрослых. На занятиях и в повседневной жизни педагог формирует у детей представления о том, что беречь вещи, книги, игрушки — все, что сделали другие люди,- значит с уважением относиться к тому, кто трудится. Это общее положение усваивается дошкольниками постепенно, через конкретные примеры из окружающей жизни: если ты не хочешь огорчить воспитателя, маму, то постарайся не сорить, не рвать одежду, не ломать игрушки. Часто дети небрежно относятся к результатам труда сверстников. Один сложил аккуратно игрушки — другой их тут же разбросал. Не обращать внимания на такие факты нельзя, так как они характеризуют формирующиеся между детьми взаимоотношения. Правда, следует помнить, что дети пятого года жизни часто не связывают отношение к сверстнику с отношением к результату его труда. Они могут дружно играть, не обижать друг друга и вместе с тем небрежно относиться к тому, что делает товарищ. Педагог постепенно формирует у детей представления о том, что такое хорошие взаимоотношения, что значит дружить, кого можно назвать настоящим другом. В характеристику «настоящего друга» наряду с умением оказать помощь, сочувствием, умением порадовать чем-то включается и уважение к интересам и деятельности друга, бережное отношение к результатам его труда.

          Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения "непопулярного” ребенка может способствовать не только улучшению "микроклимата” вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны. С этой целью необходимо создать в детском саду условия для совместной игровой, творческой, образовательной деятельности, в которой ребёнок может проявить себя как активный деятель, партнёр, раскрыть свои индивидуальные способности, особенности своих товарищей.

Рекомендации для воспитателей

Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей  рекомендуется  рассматривание  картин, иллюстраций,  показ  видеофильмов,  беседы,    игровые  упражнения,  занятия, игровые  ситуации  и  сюжеты, ситуативные  игры-истории  с элементами драмати­зации,  игры-драматизации, инсценировки, проектная деятельность,  чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Особенно  детям нравятся  игры, развивающие общение  и  социальные навыки, такие  как: Чтобы  научить  детей  строить  отношения  с  другими  людьми  уважительно  и  деликатно  вести  себя  со  сверстниками,  мы  предлагали детям,  в  совместной  деятельности, проблемные  ситуации,  разрешая  которые,  они  будут  овладевать  определенными  социальными,  коммуникативными  навыками,  и  сюжеты  для  игр-драматизаций  различного  содержания,  такие  как: «Отнял  игрушку», «Толкнул»,  «Долго  качается  на  качелях,  а  другие  не  могут  дождаться  своей  очереди»,  «Нечаянно  разрушил  постройку  товарища»,  «В  группу  пришел  новенький»…

Ситуативные  игры-истории  с элементами драмати­зации, направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.

  • Беседа с постановкой проблем­ной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).
  • Подготовка к инсценированию стихотворения.
  • Инсценировка-драматизация про­блемной ситуации.
  • Обсуждение проблемы (направ­лено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).
  • Поиск путей выхода из проблем­ной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).
  • Театрализация ситуации с вне­сенными изменениями.
  • Подведение итогов, выводы.

Основная задача, которую пред­стоит решить детям в ходе игры, — помочь героям не поссориться. Вза­имное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т. д.), что может отрицательно отраз­иться на образовательном процессе в целом.

Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схо­жесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы, не опираясь на присвоен­ные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя, они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).

Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навы­ков успешного социального взаимо­действия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений.

Сопереживать (отзывчивость).

Помогать,  проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.

 Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая и их. Это «Правила дружбы»,  которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить.

 

Коммуникативные игры

«Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!» («Добрый день, Ванюша!», «Добрый вечер, Анечка!»).

Игра "Найди друга"

Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра "Мои друзья"

Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.

Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей, как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?

Заключительная часть

Правила дружбы. В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, которые оформляются в "Правила дружбы", способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.

Помогай товарищу, если умеешь что-то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Умей порадоваться успехам товарища.

Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.

 

Игра "Круг знакомств"

"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".

Игра "Пропой свое имя"

Инструкция: "Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети".

 

Планирование по теме: "День дружбы"

Во все времена всеми народами мира дружба почиталась, как величайшая нравственная ценность.Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они нам дороги и важны. 

  • Игровая

    Встречи с интересными людьми «Во что любили играть наши мамы и папы».

    Коммуникативные игры: «Узнай друга», «Узнай по голосу», «Радио»  и другие.

    Драматизация сказки  «Как собака друга искала»  

    Разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений;

    Сюжетно-ролевая игра по мотивам мультфильмов, сказок.

     Коммуникативная

    Беседы: «Мне не нравится когда…», «Как найти друзей», «Объясни пословицу»; «Кого можно назвать своим другом?» (опасные знакомства)

    Интервью "Расскажи о своем друге”, "Каким друг не должен быть”, «Что такое дружба»

    Рассказы детей: «Расскажи о своём друге», «С кем из литературных или сказочных героев я хотел бы дружить».

    Речевые игры, упражнения: «Почему так говорят?», «Семья слов» (подбор слов к слову дружба), «Скажи наоборот», (справедливый - несправедливый, вежливый - грубый, жадный - щедрый, скромный - хвастливый и т.д.)

    Занятие: Рассказывание  по сюжетной картине «Друзья» (31) 

    Познание (математика) Пословицы: «Одна нить, втрое  скрученная  дольше  рвётся», «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»; «Один старый друг лучше трёх новых» и т.д.письма  заболевшему  другу…

     Социализация

     Занятие: Дружба-неприязнь 

    Игра-викторина «В дружбе наша сила»

    Педагогические ситуации и беседы  по теме  (о нормах и правилах поведения, отражающих о людях разных профессий, делающих добро). Ситуативные игры –истории с элементами театрализации.

    Двигательная

    Физкультурное занятие "Вместе нам никогда не бывает скучно” ( В. Шебеко "Физкультурные праздники в д/с”).

    Подвижные игры: «Мышеловка», «Ловля парами» (Белые медведи), «Иголка, нитка, узелок»

    Хороводные игры: «Карусель», «Каравай», «Путаница», «Ровным кругом», «Ручеёк»

    Чтение художественной литературы

    Пословицы и поговорки о дружбе.

    Литературный калейдоскоп  – чтение стихов "О дружбе”, 

    Чтение: р.н.с. «Лиса и Журавель», В Катаев «Цветик-семицветик», «Что такое дружба?», В. Сутеев "Яблоко”.

    Ознакомление с художественной  литературой: Чтение рассказа  В Драгунского  «Друг детства»  (Ушакова, 266)

    Музыкально – художественная

     Слушание, пение: В. Шаинский "Мир похож на цветной луг”, "Ты, да, я мы с тобой”, «Дружба начинается с улыбки»

    Музыкальная гостиная: «Встреча с музыкой В.Шаинского» Музыкальная игра «Дразнилка»

    Народная игра "Плетень”. Танец: "Хей, хей, привет, привет» ” 

    Продуктивная

    Рисование: «Портрет моего друга» создание галереи  "Портреты друзей”

    Лепка: по сказке «Зимовьё зверей»

    Конструирование: « Подарок  в подарок другу», вручение детьми подарков.

    Форма проведения праздника

    Музыкальное интегрированное  занятие «Секреты дружбы»

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Формы работы с педагогами | Добавил: Ferrari
Просмотров: 10584 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОС
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Новости сайта
[27.03.2024]
Памятка для граждан: «Твоя бдительность – твоя безопасность!» 
[27.02.2024]
Акция "Письмо солдату" 
[19.02.2024]
Отмечаем 23 февраля 
[18.12.2023]
«Безопасность ребенка в новогодние праздники» 
[29.11.2023]
Профилактика ГРИПП, ОРВИ 
[17.11.2023]
По Азбуке важных слов 
[13.10.2023]
Творчество воспитанников Осень-2023 
[18.08.2023]
Осторожно энтеровирус! 
[07.08.2023]
Осторожно , энтеровирусные инфекции! 
[08.06.2023]
Играем в мини-футбол 
Полезные ссылки

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района

ХК ИРО

Министерство образования и науки Хабаровского края

Официальный сайт для размещения информации об государственных (муниципальных)учреждениях

Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растим детей

погода
Чегдомын 
.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz