Главная | Мой профиль | Выход | RSS Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Пятница, 24.11.2017, 22:41

Объявления
Добро пожаловать на наш сайт" Картинка
Анкетирование!

Анкета для родителей детей

Меню сайта
Категории раздела
Формы работы с педагогами [8]
Аттестация [0]
Планирование [1]
Калейдоскоп советов [10]
Педагогический опыт воспитателей [9]
Занятия с детьми [4]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Форма входа

Документы

Главная » Файлы » Методическая капилка » Формы работы с педагогами

Материал к МО «Формирование представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста»
03.06.2012, 00:28

РМО по социально-личностному развитию дошкольников: «Формирование представлений о правах человека у детей  старшего дошкольного возраста»

 

Повестка дня

1.      Правовое воспитание – основа личностного развития дошкольников.

Выступление Бычковой Е.А. старшего воспитателя МКДОУ №12

2.      Организация работы по правовому воспитанию (из опыта работы)

Выступление Губренко Ж.А. старшего воспитателя МКДОУ №12

3.  Выставка литературы по теме.

5.      Итоги МО

1.Слушали: Бычкову Е.А. Руководитель МО озвучила проблему правового восп

3. Решение РМО                                                                      

Выступление на районном методическом объединении по социально – личностному развитию «Организация работы по правовому воспитанию в ДОУ» (из опыта работы)

 

Выступила: Губренко Ж.А. старший воспитатель МКДОУ №10 п. Чегдомын

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем.

Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека.  Самые первые представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В эти годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Правовое образование детей является актуальным в наше время. Очень часто в средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. И несмотря на то, что с момента ратификации Конвенции о правах ребенка прошло более 20 лет, а Декларации прав ребенка более 50 лет, ситуация в мире и стране не изменилась, если не сказать, что ухудшилась. Сегодняшние дети – это наше  будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их? Как педагог, я единодушна во мнении со многими коллегами, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

Современный ребенок большую часть времени проводит в детском саду, поэтому воспитателю необходимо научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате этих усилий человек стал счастливым. Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь её, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Ребенок должен знать и понимать, что он равноправный со взрослыми человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. Тот факт, что Россия ратифицировала Декларацию прав ребенка, Конвенцию о правах ребенка, говорит о положительной тенденции и дает основание продумать педагогический аспект проблемы правового образования детей, начиная с дошкольного возраста. Данное направление работы является одним из новых в дошкольном образовании.

Обсудив данную проблему на педагогическом совете коллектив ДОУ решил взять одной из годовых задач: …………………………………………………………………

Определили направления работы:

1.Ознакомление детей с содержанием основных прав и свобод человека и документами, в которых они закреплены.

2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав, свобод и ответственности.

3. Воспитание уважения к достоинству и личности другого человека, формирование основ толерантности.

4. Осознание детьми понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья человека.

За основу работы взяли  концепцию правового образования дошкольников, разработанную С.А. Козловой.

Прежде всего, автор предлагает решать данную проблему комплексно: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.

Итак, первое концептуальное положение: приступать к работе по правовому образованию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребенка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.

Просвещение взрослых – родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу.

Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека.

Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребенка, к стремлению жить в правовом государстве, где не только существуют справедливые законы, но и все члены общества понимают важность соблюдения прав человека.

Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, разбор отдельных случаев с поиском правильного выхода из положения, чтение статей Декларации т.д. Работа с родителями и педагогическим коллективом должна проходить длительно и систематично.

В 2010- 2011 году мы работали по первому положению концепции.

Автор концепции, С.А. Козлова, настаивает на том, что не только взрослые должны знать и соблюдать права детей, но и дети должны знать о своих правах. 

Другой вопрос, как и что рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей. Вопрос методики всегда фундаментален в педагогике и напрямую связан с её методологией.

Позиция, высказанная по этому поводу, и будет следующим положением концепции.

Применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нормы поведения и взаимоотношений.

Необходимо учесть, что отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знания которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.

В соответствии с концепцией С.А. Козловой,  права, с которыми необходимо знакомить детей в дошкольном возрасте  разбили на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

Так, первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестокого обращения и т.д.

Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен также соблюдать их  по отношению к другим детям. Постепенно дошкольники привыкают к жизни в своем «правовом государстве» и сами, соблюдая правила, учатся отстаивать и свои права.

Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов. Право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями. Методическая работа в этом блоке должна опираться, прежде всего, на исходное изменение позиции взрослого, который обязан внимательно присматриваться к себе, следить за тем, чтобы не нарушать права маленького человека. Вместе с тем, детей следует приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции, сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребенка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идет о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т.д.        Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений. Цель ознакомления детей с правами третьего блока – расширить их представления о правах ребенка, научить приобщать «себя к проблемам мира».

Работу с детьми старшего дошкольного возраста организуем  таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения,  регулятором их жизнедеятельности.

Работу начали с составления составила календарно – тематического планирования.

Правовое образование реализуется по следующим направлениям: организованная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей.

В дошкольном образовательном учреждении для высокой эффективности работы необходимо взаимодействие всех педагогов и специалистов.

С руководителем по физической культуре дополнили блок физкультурно-познавательных занятий по охране здоровья в старшей и подготовительной группах, используя элементы парциальной программы «Школа здорового человека» авторов Г.И. Кулик,  Н.Н. Сергиенко.

Для родителей выпускаем каждый квартал валеологическую газету «Будь здоров, малыш!», в которой знакомим с вопросами, связанными с охраной здоровья детей .

Построение единой содержательной системы по охране прав ребенка напрямую связано с преемственностью в работе между педагогами группы  и должно подкрепляется тесной связью с семьей. От компетентности педагога и его культуры зависит соблюдение  прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Задача воспитателя, как педагога – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно, или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинств детей.

Поэтому педагогический коллектив  тесно сотрудничает с семьями воспитанников. Для изучения  семей воспитанников группы педагоги используют  одну из эффективных методик - наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательная информация о психологическом климате семьи  получаем  из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой любимый человек». А также проводим тестирование, анкетирование родителей.

В работе по правовому просвещению родителей используем наглядную информацию в приемной, которая включает в себя:

· Папки-передвижки  и информационные стенды «Права ребенка» (Приложение № 16)

· Фотовыставки и фотогазеты

· Папку с консультациями «Школа заботливых родителей», которую регулярно пополняем новыми материалами по правовому просвещению родителей

· Рисунки детей.

· Памятки для родителей.

Популярными методами работы с родителями являются беседы, совместные праздники. На мероприятиях совместно с родителями анализировали проблемные ситуации с использованием анонимных анкет, обсуждали литературу по интересующим темам.  В течение года провели праздники:  «Папа, мама, я – дружная семья», «День матери».

На общих и групповых собраниях родители активно участвовали в обсуждении проблем  охраны прав детей в детском саду и семье, задавали интересующие вопросы .

Таким образом, проведенная работа  по реализации охраны прав детей в дошкольном образовательном учреждении дала возможность ближе узнать семьи  воспитанников, познакомиться с методами поощрения и наказания, используемыми  родителями, и выяснить насколько соблюдаются права ребенка  в каждой семье. Надо сказать, что сначала  родители с удивлением и недоверием отнеслись к этому начинанию, но по мере работы они прониклись доброжелательностью за внимание к их детям и проблемам семьи.

Педагоги нашего дошкольного учреждения тоже заинтересовались темой охраны прав детей.  Поэтому материалами работы  обсуждаем на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, знакомимся  с изменениями в законодательстве, связанными с охраной прав детства в РФ. Оформили уголки «Права детей» в подготовительных группах.

Проводимая в течение года работа по правовому образованию позволила повысить уровень правовых знаний не только детей, но и родителей, и педагогов ДОУ.

Для достижения поставленной цели работы, мы ведём постоянный поиск новых форм педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Продолжая работу над данной темой, планируем:

·         включить правовое содержание, разработав цикл занятий для подготовительной к школе  группы, в образовательную область «Чтение художественной литературы». 

·         кроме проводимой работы с детьми, родителями и педагогами,  взять ещё два направления:

1. Обмен опытом: проведение совместных мероприятий с детьми, родителями и педагогами. А также проведение семинаров, методических объединений по проблеме правового образования в ДОУ с педагогическими  работниками других дошкольных учреждений.

В работе с детьми и родителями планирую использовать новую  форму работы: проектная технология.

В настоящее время дети совместно с родителями выполняют домашние задания: разрабатывают семейные гербы, изготавливают поделки, аппликации.  В детском саду на фотовыставках демонстрируются фотографии спортивных достижений, дружеских семейных прогулок и праздников. В течение года в каждой группе дети вместе с родителями будут  продолжать изучать свои права. В конце года запланировано проведение  Дня правовых знаний, подготовке которого предшествует большая предварительная работа в стенах детского сада и семьях воспитанников.

В дошкольном образовательном учреждении ответственные за проведение предварительной подготовки  Дня правовых знаний старший воспитатель, воспитатели групп, физкультурный и музыкальный руководители.

В течение года запланированы  следующие формы взаимодействия: беседы в группах по семейной тематике «Я и моё детство», «Я и моё любимое занятие», «Моя любимая игрушка» и другие; организация сюжетно – ролевых игр. Совместно с физкультурным и музыкальным руководителем будут проведены физкультурные и музыкальные мероприятия.

Физкультурно-познавательные занятия планируется проводить, начиная со старшей группы, включив их в содержание образовательной области «Здоровье».

 В плане работы с родителями воспитанников предусмотрено организовать дискуссионные встречи по темам: «Ответственность и независимость вашего ребенка», «Дети и СМИ», консультации: «Играем вместе с детьми», «Роль бабушки и дедушки в воспитании ребёнка».

Предполагается, что проведенная работа даст возможность детям оценивать своё отношение к социальным явлениям, фактам,  событиям, способствует развитию эмоций, чувств. Посредством продуктивной деятельности и через игру дошкольниками успешнее  усваиваются  нравственно – правовые нормы.

Все виды работы с детьми взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику и воспитательно – образовательную цель.

Закрепление материала осуществляемое в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей,  даёт возможность избежать их лишней заорганизованности.

Мероприятия, проводимые в течение года с родителями, позволят родителям ещё раз увидеть «свою семью» со стороны, понять, каковы в ней взаимоотношения. Такая система работы помогает родителям сблизиться и объединится в вопросах воспитания и обучения детей, провести вместе время. Всё это будет способствовать укреплению детско-родительских взаимоотношений.

В работе с педагогами планируется проводить консультации, семинары, деловые игры, дискуссии с использованием следующих методов и средств:

- самостоятельная подготовка к выступлению на семинарах;

- анализ различных ситуаций, затрагивающих права педагога, родителей и детей, с выявлением причин их возникновения;

- просмотр видеозаписей с последующим обсуждением;

- изучение законов и нормативно – правовых документов, касающихся защиты прав детей;

- чтение научной психолого – педагогической литературы по проблеме, журнальных и газетных статей;

- обмен оптом с коллегами на методическом объединении;

С целью контроля уровня сформированности знаний и умений педагогов в области правового образования детей старшего дошкольного возраста будут использованы тесты, конкурс на лучшее оформление уголка по правовому просвещению родителей, аукцион дидактических игр по ознакомлению с правами детей 5-7 лет.

Таким образом, дальнейшая запланированная работа  по повышению уровня правовой культуры педагогов, детей и родителей является не только одним из направлений в системе правового просвещения участников педпроцесса в ДОУ, но и необходимым условием реализации  и защиты прав ребенка, созданию целостного механизма правового образования в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

 

Категория: Формы работы с педагогами | Добавил: Ferrari
Просмотров: 3159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новости сайта
[24.04.2017]
День открытых дверей 
[08.04.2017]
Выступление команды детского сада на Фитнес-прорыв 
[08.03.2017]
Праздник 8 Марта 
[06.03.2017]
Внимание!Вопросы оплаты да детский сад! 
[25.02.2017]
Музыкально-спортивный праздник посвященный 23 февраля "Военные профессии" 
[09.01.2017]
Внимание! Изменение родительской платы 
[11.12.2016]
Благотворительный спектакль "Путешествие по сказкам" 
[15.11.2016]
Вести с конкурса 
[07.10.2016]
Внимание!Вакцинация от ГРИППА 
[08.08.2016]
Лето-2016 
Полезные ссылки

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Хабаровского кря

Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района

ХК ИРО

МБОУ РИМЦ

погода
Чегдомын 
.

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz