РМО по социально-личностному развитию дошкольников: «Формирование представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста»
Повестка дня
1. Правовое воспитание – основа личностного развития дошкольников.
Выступление Бычковой Е.А. старшего воспитателя МКДОУ №12
2. Организация работы по правовому воспитанию (из опыта работы)
Выступление Губренко Ж.А. старшего воспитателя МКДОУ №12
3. Выставка литературы по теме.
5. Итоги МО
1.Слушали: Бычкову Е.А. Руководитель МО озвучила проблему правового восп
3. Решение РМО
Выступление на районном методическом объединении по социально – личностному развитию «Организация работы по правовому воспитанию в ДОУ» (из опыта работы)
Выступила: Губренко Ж.А. старший воспитатель МКДОУ №10 п. Чегдомын
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем.
Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первые представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В эти годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Правовое образование детей является актуальным в наше время. Очень часто в средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. И несмотря на то, что с момента ратификации Конвенции о правах ребенка прошло более 20 лет, а Декларации прав ребенка более 50 лет, ситуация в мире и стране не изменилась, если не сказать, что ухудшилась. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их? Как педагог, я единодушна во мнении со многими коллегами, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
Современный ребенок большую часть времени проводит в детском саду, поэтому воспитателю необходимо научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате этих усилий человек стал счастливым. Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь её, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Ребенок должен знать и понимать, что он равноправный со взрослыми человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. Тот факт, что Россия ратифицировала Декларацию прав ребенка, Конвенцию о правах ребенка, говорит о положительной тенденции и дает основание продумать педагогический аспект проблемы правового образования детей, начиная с дошкольного возраста. Данное направление работы является одним из новых в дошкольном образовании.
Обсудив данную проблему на педагогическом совете коллектив ДОУ решил взять одной из годовых задач: …………………………………………………………………
Определили направления работы:
1.Ознакомление детей с содержанием основных прав и свобод человека и документами, в которых они закреплены.
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав, свобод и ответственности.
3. Воспитание уважения к достоинству и личности другого человека, формирование основ толерантности.
4. Осознание детьми понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья человека.
За основу работы взяли концепцию правового образования дошкольников, разработанную С.А. Козловой.
Прежде всего, автор предлагает решать данную проблему комплексно: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.
Итак, первое концептуальное положение: приступать к работе по правовому образованию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребенка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.
Просвещение взрослых – родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу.
Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека.
Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребенка, к стремлению жить в правовом государстве, где не только существуют справедливые законы, но и все члены общества понимают важность соблюдения прав человека.
Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, разбор отдельных случаев с поиском правильного выхода из положения, чтение статей Декларации т.д. Работа с родителями и педагогическим коллективом должна проходить длительно и систематично.
В 2010- 2011 году мы работали по первому положению концепции.
Автор концепции, С.А. Козлова, настаивает на том, что не только взрослые должны знать и соблюдать права детей, но и дети должны знать о своих правах.
Другой вопрос, как и что рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей. Вопрос методики всегда фундаментален в педагогике и напрямую связан с её методологией.
Позиция, высказанная по этому поводу, и будет следующим положением концепции.
Применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нормы поведения и взаимоотношений.
Необходимо учесть, что отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знания которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.
В соответствии с концепцией С.А. Козловой, права, с которыми необходимо знакомить детей в дошкольном возрасте разбили на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.
Так, первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестокого обращения и т.д.
Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен также соблюдать их по отношению к другим детям. Постепенно дошкольники привыкают к жизни в своем «правовом государстве» и сами, соблюдая правила, учатся отстаивать и свои права.
Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов. Право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями. Методическая работа в этом блоке должна опираться, прежде всего, на исходное изменение позиции взрослого, который обязан внимательно присматриваться к себе, следить за тем, чтобы не нарушать права маленького человека. Вместе с тем, детей следует приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции, сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента.
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребенка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идет о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т.д. Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений. Цель ознакомления детей с правами третьего блока – расширить их представления о правах ребенка, научить приобщать «себя к проблемам мира».
Работу с детьми старшего дошкольного возраста организуем таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения, регулятором их жизнедеятельности.
Работу начали с составления составила календарно – тематического планирования.
Правовое образование реализуется по следующим направлениям: организованная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей.
В дошкольном образовательном учреждении для высокой эффективности работы необходимо взаимодействие всех педагогов и специалистов.
С руководителем по физической культуре дополнили блок физкультурно-познавательных занятий по охране здоровья в старшей и подготовительной группах, используя элементы парциальной программы «Школа здорового человека» авторов Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко.
Для родителей выпускаем каждый квартал валеологическую газету «Будь здоров, малыш!», в которой знакомим с вопросами, связанными с охраной здоровья детей .
Построение единой содержательной системы по охране прав ребенка напрямую связано с преемственностью в работе между педагогами группы и должно подкрепляется тесной связью с семьей. От компетентности педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Задача воспитателя, как педагога – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно, или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинств детей.
Поэтому педагогический коллектив тесно сотрудничает с семьями воспитанников. Для изучения семей воспитанников группы педагоги используют одну из эффективных методик - наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательная информация о психологическом климате семьи получаем из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой любимый человек». А также проводим тестирование, анкетирование родителей.
В работе по правовому просвещению родителей используем наглядную информацию в приемной, которая включает в себя:
· Папки-передвижки и информационные стенды «Права ребенка» (Приложение № 16)
· Фотовыставки и фотогазеты
· Папку с консультациями «Школа заботливых родителей», которую регулярно пополняем новыми материалами по правовому просвещению родителей
· Рисунки детей.
· Памятки для родителей.
Популярными методами работы с родителями являются беседы, совместные праздники. На мероприятиях совместно с родителями анализировали проблемные ситуации с использованием анонимных анкет, обсуждали литературу по интересующим темам. В течение года провели праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «День матери».
На общих и групповых собраниях родители активно участвовали в обсуждении проблем охраны прав детей в детском саду и семье, задавали интересующие вопросы .
Таким образом, проведенная работа по реализации охраны прав детей в дошкольном образовательном учреждении дала возможность ближе узнать семьи воспитанников, познакомиться с методами поощрения и наказания, используемыми родителями, и выяснить насколько соблюдаются права ребенка в каждой семье. Надо сказать, что сначала родители с удивлением и недоверием отнеслись к этому начинанию, но по мере работы они прониклись доброжелательностью за внимание к их детям и проблемам семьи.
Педагоги нашего дошкольного учреждения тоже заинтересовались темой охраны прав детей. Поэтому материалами работы обсуждаем на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, знакомимся с изменениями в законодательстве, связанными с охраной прав детства в РФ. Оформили уголки «Права детей» в подготовительных группах.
Проводимая в течение года работа по правовому образованию позволила повысить уровень правовых знаний не только детей, но и родителей, и педагогов ДОУ.
Для достижения поставленной цели работы, мы ведём постоянный поиск новых форм педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Продолжая работу над данной темой, планируем:
· включить правовое содержание, разработав цикл занятий для подготовительной к школе группы, в образовательную область «Чтение художественной литературы».
· кроме проводимой работы с детьми, родителями и педагогами, взять ещё два направления:
1. Обмен опытом: проведение совместных мероприятий с детьми, родителями и педагогами. А также проведение семинаров, методических объединений по проблеме правового образования в ДОУ с педагогическими работниками других дошкольных учреждений.
В работе с детьми и родителями планирую использовать новую форму работы: проектная технология.
В настоящее время дети совместно с родителями выполняют домашние задания: разрабатывают семейные гербы, изготавливают поделки, аппликации. В детском саду на фотовыставках демонстрируются фотографии спортивных достижений, дружеских семейных прогулок и праздников. В течение года в каждой группе дети вместе с родителями будут продолжать изучать свои права. В конце года запланировано проведение Дня правовых знаний, подготовке которого предшествует большая предварительная работа в стенах детского сада и семьях воспитанников.
В дошкольном образовательном учреждении ответственные за проведение предварительной подготовки Дня правовых знаний старший воспитатель, воспитатели групп, физкультурный и музыкальный руководители.
В течение года запланированы следующие формы взаимодействия: беседы в группах по семейной тематике «Я и моё детство», «Я и моё любимое занятие», «Моя любимая игрушка» и другие; организация сюжетно – ролевых игр. Совместно с физкультурным и музыкальным руководителем будут проведены физкультурные и музыкальные мероприятия.
Физкультурно-познавательные занятия планируется проводить, начиная со старшей группы, включив их в содержание образовательной области «Здоровье».
В плане работы с родителями воспитанников предусмотрено организовать дискуссионные встречи по темам: «Ответственность и независимость вашего ребенка», «Дети и СМИ», консультации: «Играем вместе с детьми», «Роль бабушки и дедушки в воспитании ребёнка».
Предполагается, что проведенная работа даст возможность детям оценивать своё отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию эмоций, чувств. Посредством продуктивной деятельности и через игру дошкольниками успешнее усваиваются нравственно – правовые нормы.
Все виды работы с детьми взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику и воспитательно – образовательную цель.
Закрепление материала осуществляемое в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, даёт возможность избежать их лишней заорганизованности.
Мероприятия, проводимые в течение года с родителями, позволят родителям ещё раз увидеть «свою семью» со стороны, понять, каковы в ней взаимоотношения. Такая система работы помогает родителям сблизиться и объединится в вопросах воспитания и обучения детей, провести вместе время. Всё это будет способствовать укреплению детско-родительских взаимоотношений.
В работе с педагогами планируется проводить консультации, семинары, деловые игры, дискуссии с использованием следующих методов и средств:
- самостоятельная подготовка к выступлению на семинарах;
- анализ различных ситуаций, затрагивающих права педагога, родителей и детей, с выявлением причин их возникновения;
- просмотр видеозаписей с последующим обсуждением;
- изучение законов и нормативно – правовых документов, касающихся защиты прав детей;
- чтение научной психолого – педагогической литературы по проблеме, журнальных и газетных статей;
- обмен оптом с коллегами на методическом объединении;
С целью контроля уровня сформированности знаний и умений педагогов в области правового образования детей старшего дошкольного возраста будут использованы тесты, конкурс на лучшее оформление уголка по правовому просвещению родителей, аукцион дидактических игр по ознакомлению с правами детей 5-7 лет.
Таким образом, дальнейшая запланированная работа по повышению уровня правовой культуры педагогов, детей и родителей является не только одним из направлений в системе правового просвещения участников педпроцесса в ДОУ, но и необходимым условием реализации и защиты прав ребенка, созданию целостного механизма правового образования в дошкольном образовательном учреждении.
|