Главная | Мой профиль | Выход | RSS Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
Пятница, 10.05.2024, 09:00

Объявления
Добро пожаловать в детский сад! " Картинка
Анкетирование!

Меню сайта
Категории раздела
Скоро в школу [7]
Советы врача [10]
Мы идём в детский сад [7]
Советы по развитию и воспитанию детей [33]
Домашнее задание [13]
Мастерская [16]
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Форма входа

Документы

Главная » Файлы » Для вас, родители » Советы по развитию и воспитанию детей

Кто они мальчики? девочки?
12.06.2012, 11:59
Анатомо-физиологические особенности
мальчиков и девочек
  
Пол будущего ребенка определяется уже в момент зачатия, и ничто не может его изменить. Половые различия закладываются на ранних этапах эмбрионального развития, а именно на 6-й неделе внутриутробной жизни; на 8-10-й неделе формируются внутренние половые органы и начи­нают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит формирование не только анатомических особенностей пола, но и особенностей развития мозга, различных для женщин и мужчин. Так готовится основа для дальнейшего психосексуального развития плода. Вредные воздействия (введение таких гормональных препаратов, как тестостерон, прогестин и резерпин, стрессовые состояния, асфиксия плода при маточно-плацентарных кровотечениях и т.д.) особенно между 6-й и 32-й неделями беременности могут нарушить процесс правильной половой дифференцировки мозга, что в дальнейшем отразится на психосексуальном поведении и развитии ребенка.

В конце 60-х годов прошлого века было установлено, что девочки, родившиеся у матерей, получавших для предотвращения выкидыша прогестин, отличались высоким интеллектом, по физическому развитию походили на мальчиков, играли в войну дрались, были независимы и самоуверенны. Такие девочки часто становились руководящими работниками, у них слабо выражался материнский инстинкт, они были агрессивны и неуживчивы в семье. Известно также, что мальчики, родившиеся в блокадном Ленинграде, отличались мягким, покладистым характером, играли в куклы. Скорее всего, женские черты в их поведении были связаны со стрессами, перенесенными матерями во время беременности. Эти и другие подобные факты свидетельствуют о том, что в определенном смысле основы полового воспитания закладываются еще до рождения ребенка, поэтому для будущей матери необходимо создание условий, исключающих вредные воздействие на нормальное развитие плода.

Многие авторы отмечают, что «стартовые возможности» девочек и мальчиков различны. Выкидыши у женщин случаются чаще, если они вынашивают мальчиков. На 100 зачатий де­вочек приходится 120 -180 зачатий мальчиков, но часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. В результате на 100 девочек рождается 103-107 мальчиков; при этом при рождении мальчиков чаще наблюдаются ос­ложнения. Девочки рождаются на три - четыре недели более зрелыми. Хотя при рождении, как правило, у девочек, по сравнению с мальчиками, меньше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, но уже через четыре недели они начинают опережать мальчиков в об­щем развитии.

У мальчиков отмечается больше случаев задержки умственного развития, гемофилии, заикания, неврозов. Часто болеющих мальчиков больше, чем девочек, особенно в критические периоды роста: на 3-м, 4-м, 7-м годах жизни. Мальчики на два - три месяца позже начинают ходить, на четыре - шесть месяцев позже говорить. Вместе с тем проведенное Т.В. Тюриной исследование конституциональных особенностей развития двигательных навыков и речи показало, что сроки развития мальчика или девочки во многом определяются его соматотипом. Например, девочки мышечного типа начинают говорить на четыре месяца раньше девочек астеноидного типа, а мальчики мышечного типа начинают стоять и ходить раньше и девочек, и мальчиков всех других соматотипов.

Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст девочек в период детства опережает костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики в первые шесть месяцев после рождения растут быстрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до 4 лет. После 3 лет процесс роста стабили­зируется (5 - 6 см в год), однако имеются «пики», или «максимумы», скорости. Первый максимум прослеживается в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. У девочек подвижность позвоночника выражена несколько больше, чем у мальчиков. Исследователи объясняют это тем, что у женщин относительно короче, чем у мужчин, грудной и длиннее шейный и поясничный отделы. В дошкольном возрасте позвоночный столб очень чувствителен к деформирующим воздействиям. В возрасте от 4 до 7 лет нарушения осанки возрастают, причем их количество у девочек выше, чем у мальчиков. Объясняется это невысокой двигательной активностью девочек. Кроме нарушений осанки в дошкольном возрасте нередко встречается деформация стоп. Плоскостопие нарушает двигательную, балансировочную и особенно рессорную функцию стопы, отражаясь на функционировании всего организма и предопределяя различные типы нарушений осанки. У мальчиков плоскостопие встречается чаще, чем у девочек. Необходимо помнить, что до 4 - 5 лет плоская стопа оценивается как этап ее развития и не является патологией. Замечено, если у детей 4 - 7 лет нет существенной положительной динамики в состоянии стопы, плоскостопием, как правило, страдают родители и другие дети в семье.

Особенность обмена веществ у детей состоит в том, что значительная доля энергии (больше, чем у взрослых) идет на процессы роста, развития организма. Чем младше ребенок и чем интенсивнее процессы роста, тем потребность в белке, особенно у мальчиков, выше (недостаток белка замедляет развитие ребенка).

С возрастом изменяется деятельность сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений (ЧСС) у новорожденного - 135-140 ударов в минуту, в 7 лет - 85-90. У девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста.

Ударный и минутный объемы крови зависят от физического развития: у детей, отличающихся высоким физическим развитием, они выше, чем у менее физически развитых сверстников. У мальчиков эти объемы несколько больше по сравнению с девочками.

У детей от 3 до 7 лет потребность организма в кислороде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет перестройки функции внешнего дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная емкость легких, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек чуть выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода. Педагогу следует помнить, что ни увеличивающаяся подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения не могут компенсировать полной потребности ребенка в кислороде. Поэтому у детей, находящихся преимущественно в помещении, быстро снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это - результат кислородного голодания.

У девочек и мальчиков различается и физиологическая сторона восприятия. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В 7- 8 лет у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» (кукол, тряпочки), играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

У девочек ниже порог болевой и тактильной чувствительности и помимо тактильной чувствительности лучше развита способность различать запахи, цвета, форму предметов.

Психологические особенности мальчиков и девочек
     Известно, что реакция мужчины отличается от реакции женщины на ту или иную ситуацию, и отношение представителей мужского пола к событиям, явлениям, фактам, как правило, бывает несколько иным, чем у женщин. Эти отличия в поведении и психологических реакциях на окружающее, обусловленные природой мужского и женского организма, являются их важной характеристикой. В то же время психологические особенности полов недостаточно изучены и мало учитываются в обучении и воспитании детей. Это имеет исторические корни. На протяжении долгого времени в обществе складывалось от­ношение к женщине как к существу, по уровню своего психического развития якобы стоявшему ниже мужчин. В борьбе за раскрепощение женщины была выдвинута идея о том, что у женщин нет существенных психологических отличий от мужчин и поэтому они должны иметь равные с ними права и возможности. Эта идея и стала одной из причин того, что надолго утратился интерес к изучению различий мужской и женской психологии.

Психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются уже в раннем детстве (по данным некоторых исследований, даже в утробе матери плод, в зависимости от половой принадлежности, ведет себя по-разному), усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологической обусловленности. На основании записи биотоков мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни установлено, что мозг мальчиков и девочек в этом возрасте «работает» неодинаково. На 1-м месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. После 3 месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, движущиеся или новые предметы; девочки лучше обучаются при слуховом поощрении, например ласковом приговаривании. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков - при восприятии немузыкальных прерывистых звуков.

Различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки неохотно уходят с рук матери, чаще возвращаются к ней или смотрят на нее, больше времени проводят с матерью, тяготеют к пассивным играм, тогда как мальчики более активны.

Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барьером стульев от матери, он с 1 года 2 месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать. Начиная с 3-летнего возраста у мальчиков и девочек все более проявляются различия в способности мыслить, проявлении эмоциональности; заметно различается и их поведение. К 4 годам мальчики более маскулинны в поведении, чем девочки феминны.


Их интересы - это техника, подвижные, в том числе военные, игры, в которых присутствуют эле­менты соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением у мальчиков пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры. Мы уже говорили о том, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, мальчики отражают большее пространство, больше улиц, дворов, домов.

По наблюдениям разных исследователей (И.П. Петрищев, В.И. Гарбузов), встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «отчего?» и «почему?». Это означает, что они склонны анализировать явления окружающей действительности, механизмы действия тех или иных устройств, а то и привносить в них свои изменения. Внимание дево­чек более привлекает манипулирование с предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Это проявляется в том, что девочка, видя что-либо новое, после вопроса «Что это такое?» (иногда и без него) дает ему оценку «красиво» или «некрасиво». Видимо, отсюда берет начало их интерес к нарядам, украшениям, повышенное внимание и своей внешности и т.д.

Вместе с тем в играх дошкольников проявляется и их способность к творческой деятельности. Девочки используют игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.

Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить и тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Это может быть названо началом характерной для мальчиков преобразующей деятельности, которую нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности, в основе которой лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить проявлять заботу, наставлять, поучать - эти черты проявляются уже в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).

В игре ребенок обретает жизненные навыки, которые потребуются ему во взрослой жизни. Можно пройтись по детской и провести ревизию игрушек и обстановки, чтобы понять, как они формируют поло-ролевой стереотип, способствуют развитию творческого потенциала ребенка и выработке у него конкретных навыков и умений. В комнатах мальчиков обычно больше игрушек, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Это конструкторы, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камешками, перышками и шишками, наборы зверушек, рыцари и гномы, корзинка с шари­ками, грузовики и легковушки, роликовые коньки и велосипед и т.д. Большинство этих игрушек способствует тому, что ребенок приобретает различные навыки и расширяет знания об окружающем мире. У него развиваются крупные и мелкие мышцы, совершенст­вуется координация рук и глаз, а также точность визуально-пространственного восприятия. Многие игрушки требуют творческого подхода, оригинальности мышления и активных действий. Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для бо­лее спокойных занятий, ориентированных на дом. Комплект собачек и лошадок, настольные игры, куклы, ящик «с драгоценностями», календари и наклейки, кухонная утварь, утюг... И это далеко не весь перечень вещей, которые есть у девочек в комнатах. Они ориентированы на домашние дела и уход за детьми, которые также требуют творческого подхода и воображения. Однако они не предполагают активности и практически не развивают визуально-пространственное восприятие и моторику (крупную и мелкую). Имеются различия и в речи представителей обоих полов. У девочек и женщин преобладают имена существительные и прилагательные, часты междометия. При передаче прочитанного рассказа, устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. Обычно мальчики начинают говорить несколько позже девочек, поэтому в их словаре часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

Мальчики более разносторонни, и это проявляется уже после 5 лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в 5 лет уже «женщины», видящие намного больше, лучше разбирающиеся в людях, часто скрытные, иногда недоброжелательные к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести лучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее.

У мальчиков даже при материнской сверхопеке в 4 раза чаще, чем у девочек, бывают переломы, сотрясения головного мозга, не считая синяков и шишек. Это, образно говоря, плата за прирожденную отвагу, предприимчивость, активность, стремление испытать себя, познать новое, пробежать быстрее, прыгнуть дальше. А девочка тем временем баюкает куклу и смотрит на героя с восхищением или, напротив, с неодобрением, глазами женщины.

Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и носят обычно скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками нарушения порядка являются сами.

Наблюдая за поведением дошкольников в дет­ском саду, исследователи пришли к заключению: в последние годы агрессивность и мальчиков, и девочек возросла. По форме агрессия девочек отличается от агрессии мальчиков: агрессивные девочки стараются избегать прямого выражения открытой враждебности, так как подвергаются за это наказаниям. У них преобладает словесная агрессия (обзывают, кричат). Но ныне нередко девочки, как и мальчики, стали прибегать к дракам.

Мальчики чаще рисуют танки, самолеты, различ­ные машины, а девочки - природу, людей.

Еще в 70-е годы прошлого века было показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют различную генетическую основу. Дальнейшие исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении задач, выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового

созревания картина меняется. Девочки лучше выполняют типовые, шаблонные задания. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность. Им лучше «недообъяснить», чтобы натолкнуть на нахождение решения.

В своей работе В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман отмечают, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к

ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие с любой стороны. Мальчики же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Именно поэтому недовольство действиями мальчика следует выражать нотацией короткой, но емкой по смыслу и конкретной. На замечание: «Ты плохой» - мальчик не реагирует, потому что дезори­ентирован.

Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек - кто оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Девочки эмоционально реагируют и на положительные, и на отрицательные оценки. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Девочку, прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание, так как иначе бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно плохо и что надо изменить. Давать оценку деятельности мальчиков и девочек следует разными словами: слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков, девочкам следует давать положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница».



С. Филиппова, доктор педагогических наук

Категория: Советы по развитию и воспитанию детей | Добавил: Ferrari
Просмотров: 1758 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОС
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Новости сайта
[27.03.2024]
Памятка для граждан: «Твоя бдительность – твоя безопасность!» 
[27.02.2024]
Акция "Письмо солдату" 
[19.02.2024]
Отмечаем 23 февраля 
[18.12.2023]
«Безопасность ребенка в новогодние праздники» 
[29.11.2023]
Профилактика ГРИПП, ОРВИ 
[17.11.2023]
По Азбуке важных слов 
[13.10.2023]
Творчество воспитанников Осень-2023 
[18.08.2023]
Осторожно энтеровирус! 
[07.08.2023]
Осторожно , энтеровирусные инфекции! 
[08.06.2023]
Играем в мини-футбол 
Полезные ссылки

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района

ХК ИРО

Министерство образования и науки Хабаровского края

Официальный сайт для размещения информации об государственных (муниципальных)учреждениях

Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растим детей

погода
Чегдомын 
.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz